Accumulator-shop.ru

Аккумулятор Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Розетки для ламповых усилителей

Розетки для ламповых усилителей

SE или однотактные схемы — это усилители, в которых сигнал усиливается одним усиливающим элементом (лампой, транзистором) последовательно на каждом каскаде. Эти системы работают в чистом классе А и ценятся многими аудиофилами благодаря их хорошей микродинамике и точности в представлении деталей. Простота также является преимуществом. Недостатками этих схем являются: низкая энергоэффективность (класс A), низкий коэффициент усиления, немного более высокий уровень искажений. Представляем здесь макет такого усилителя.

Предполагается, что это простая и дешевая система, которую можно построить имея минимальный опыт в электронике. Обычно самой дорогой частью лампового усилителя являются трансформаторы громкоговорителей, силовые трансформаторы и лампы. Поэтому, чтобы снизить затраты, предлагаем использовать акустические трансформаторы от старого лампового телевизора (понадобятся два). В таком телевизоре вы также найдете радиолампы, более мощные резисторы, некоторые высоковольтные конденсаторы также пригодятся.

Лампы, необходимые для создания этого усилителя, можно также достать разобрав старое радио. Сетевые трансформаторы можно намотать или купить. Конечно это не Hi-End усилитель, а простой усилитель для начинающих, но звук уже будет заметно отличаться от "кремния". Хотя качество звука в ламповых усилителях сильно зависит от трансформаторов громкоговорителей. Предлагаемые для сборки небольшие трансформаторы, используемые в ламповых телевизорах, не имеют очень хороших частотных параметров. Реально хороший трансформатор большой, тяжелый и довольно дорогой.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Всё большую популярность набирают усилители на лампах. Достоинством ламповых усилителей является качество звука. Звук усиливаемый ламповым усилителем получается мягким по сравнению с усилителем на биполярных транзисторах.

Предлагаемая схема усилителя мощности низкой частоты А.Баева отличается тем, что она собрана из широко распространенных радиодеталей, схема отработана и легко настраивается.

Усилитель развивает максимальную выходную мощность 30 или 60 Вт в зависимости от того, сколько ламп работает в выходном каскаде (две — 30Вт или четыре — 60Вт).

Ламповый моноусилитель предназначен для совместной работы с электромузыкальными инструментами, микрофоном, звукоснимателем, магнитофоном, радиоприемником, CD/DVD-проигрывателем и т.п.

В комплект устройства входят усилитель НЧ и две звуковые колонки.

Электрическая схема усилителя хорошо отработана и при повторении легко налаживается с помощью одного мультиметра.

Технические характеристики лампового усилителя

  • усилитель развивает максимальную выходную мощность 30 или 60 Вт в зависимости от того, сколько ламп работает в выходном каскаде (две или четыре);
  • полоса воспроизводимых частот 30—18 000 Гц;
  • нелинейность частотной характеристики не более 3 дБ;
  • чувствительность в режиме работы «Микрофон» порядка 5 мВ, а в режиме «вход НЧ»— 150 мВ;
  • питание усилителя от сети

Описание работы схемы усилителя

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Принципиальная электрическая схема усилителя НЧ.

Микрофонный усилитель собран на левом триоде лампы Л1. С нагрузки этого каскада через конденсатор С1 и переключатель «Микрофон-звукосниматель» (В1) сигнал поступает на сетку правого триода Л1. В цепь катода (R9) второго каскада подается сигнал отрицательной обратной связи с выхода УНЧ (резисторы R42, R43 и конденсатор С21). Таким образом, весь усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью, значительно снижающей нелинейные искажения.

Анодные цепи лампы Л1 питаются через развязывающие фильтры С2 R4 и С7 R17, уменьшающие фон переменного тока и предотвращающие паразитную связь между каскадами. После каскадов предварительного усиления включены цепи регулировки тембров по низшим и высшим звуковым частотам.

После цепей регулировки тембров сигнал поступает на третий каскад усиления, собранный на левом триоде лампы Л2. Анод левого триода Л2 непосредственно подключен к сетке правого триода этой же лампы, на котором собран фазоинвертор с разделенной нагрузкой, который по сравнению с самобалансирующимися фазоинверсными каскадами имеет лучшую характеристику.

Особенностью оконечного каскада является то, что в целях уменьшения выходной мощности и повышения экономичности усилителя имеется возможность отключения двух выходных ламп (Л5 и Л6) переключателем В3.

Оптимальным считается режим работы выходного лампового каскада с трансформаторным выходом, когда соблюдается условие, выраженное формулой:

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Таким образом, при отключении двух ламп сопротивление нагрузки оконечных ламп (Ra) увеличится в два раза, следовательно, и сопротивление нагрузки (Rн) должно увеличиться в два раза; в этом случае для создания оптимального режима работы выходного каскада следует отключить одну звуковую колонку.

В нашем случае это условие выполняется: сопротивление двух звуковых колонок, включенных параллельно, составляет 14 Ом, а одной —28 Ом.

Для обеспечения постоянства режима работы усилителя по высокому напряжению при уменьшении мощности выходного каскада тем же переключателем В3 переключаются резисторы R39 и R40.

Конденсатор С21 в цепи обратной связи предназначен для устранения возбуждения усилителя на частотах выше 20 кГц и выравнивания частотной характеристики на высших звуковых частотах.

Оптический индикатор, собранный на лампе 6Е5С, служит для контроля за уровнем выходного сигнала и индикатором готовности усилителя к работе.

Выпрямитель анодного напряжения собран по мостовой схеме на диодах Д2 — Д9 с RC фильтрами. Отрицательное смещение на управляющие сетки ламп выходного каскада поступает с однополупериодного выпрямителя на диоде Д10.

Монтаж лампового усилителя

Усилитель НЧ собран в металлическом корпусе, окрашенном молотковой эмалью. На задней, нижней и верхней стенках корпуса имеются отверстия для вентиляции. Основная часть деталей смонтирована на металлическом выдвижном шасси из дюралюминия толщиной 2 мм; некоторые детали размещены на передней панели.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Размещение основных деталей на шасси

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Внешний вид усилителя со снятым кожухом

По своему желанию можно собрать усилитель в корпусе другого типа, размера и расположения деталей.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Ламповый усилитель 60Вт своими руками Ламповый усилитель 60Вт своими рукамиЛамповый усилитель 60Вт своими руками

В каждой звуковой колонке мощностью 24 В*А установлено по 6 громкоговорителей типа 4ГД-28, соединенных последовательно и синфазно. Размеры звуковых колонок 800 X 530 X 220 мм.

Конечно, Вы можете использовать свои типы динамиков, тогда и размеры корпуса будут другие.

Если усилитель будет использован с другими звуковыми колонками, сопротивление звуковых катушек громкоговорителей в которых существенно отличается от приведенных в данной статье.

Тогда следует воспользоваться данными, приведенными в таблице, ниже.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

В этой таблице указано число витков вторичной обмотки трансформатора в зависимости от сопротивления нагрузки для выходных каскадов, собранных по схеме на двух или четырех лампах 6П3С.

Обмотки трансформаторов для уменьшения рассеивания электромагнитных полей экранированы. Конструктивные данные трансформаторов приведены в таблице, ниже.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Расположение обмоток выходного трансформатора показано на рисунке, ниже.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Фронтальные доски колонок выполнены из фанеры толщиной 20 мм, а боковые и задние стенки из фанеры толщиной 10 мм. Внутренние стенки колонки оклеены войлоком.

Последовательное соединение громкоговорителей в колонках даёт получение более широкой резонансной области с максимальным излучением и улучшения отдачи на низших звуковых частотах.

Налаживание лампового усилителя

Налаживание усилителя в основном заключается в проверке и установке режимов работы радиоламп в соответствии с указанными на принципиальной схеме.

После окончательной проверки монтажа включают питание и проверяют правильность подключения вторичной обмотки выходного трансформатора.

Если усилитель возбуждается, следует поменять местами выводы вторичной обмотки.

Затем с помощью потенциометра R35 устанавливают напряжение (—38 В) на управляющих сетках ламп выходного каскада.

После этого проверяют режимы работы всех остальных каскадов. В случае их отклонения от нормы более чем на 10% необходимо проверить номиналы резисторов и исправность конденсаторов.

В последнюю очередь потенциометром R42 устанавливают величину отрицательной связи, руководствуясь тем, что при очень глубокой связи возможно возбуждение УНЧ на ультранизких частотах, а при малой связи за счет большего коэффициента усиления появляется повышенный фон переменного тока.

Литература: «В помощь радиолюбителю», вып.48., 1975г.

ремонт оптического привода дисковУ Вас плохо или совсем не «читаются» диски? На примере игровой приставки мы сейчас рассмотрим возможные неисправности устройства считывания информации с лазерных дисков. Все эти неисправности так же можно отнести и к DVD проигрывателям, и к приводам дисков компьютера и музыкальных центров. Подробнее…

Переделка усилителя «ОДИССЕЙ»

4-х канальный усилитель мощности своими рукамиБыл у меня подходящий корпус от «вечно не работающего» усилителя «ОДИССЕЙ-У-010», постоянно сгорающие выходные транзисторы КТ819ГМ как в усилителе, так и в таком же капризном стабилизаторе напряжения, да ещё и ко всему прочему не малый вес усилителя!

Решил я его переделать и … п редставляю вам новый 4-х канальный усилитель 4 по 45 Ватт на выходе!

Делаем сабвуфер-стелс своими руками

Как и у многих меломанов, у меня появилось желание установить сабвуфер в автомобиль. Но обычный коробчатой формы сабвуфер занимал почти четверть и без того маленького багажника Оды. Поэтому я решил строить корпус типа «Стелс». К тому же опыт работы со стеклотканью имелся. Подробнее…

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.


Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.


Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Оценка чувствительности, указанная в техническом описании динамика, относится к уровню звукового давления (SPL) динамика. Чувствительность не коррелирует с качеством звука; вместо этого это относится к тому, насколько высокой должна быть громкость вашего усилителя, чтобы колонки работали наилучшим образом для «нормального» уровня прослушивания.

Чувствительность измеряется в децибелах на 2,83 Врм на 1 м, что эффективно показывает, насколько громким будет динамик, когда вы стоите на расстоянии 1 м и подаете «стандартный» электрический сигнал (часто 2,83 В).

Это измерение еще более важно, когда вы говорите о размере комнаты, которую хотите заполнить звуком. В некоторых случаях вы можете соединить усилитель с громкоговорителем, который имеет чуть менее идеальную чувствительность, при условии, что помещение меньше по размеру — и, следовательно, требуется меньше энергии.

Также верно, что если вы любите слушать музыку особенно громко, вам следует подумать о большей эффективности акустики для лампового усилителя.

На что нужно обратить внимание при сборке системы акустика + ламповый усилитель:

Из-за меньшей выходной мощности усилителей требуется более высокая чувствительность ваших колонок. Как правило, я советую использовать ламповые усилители с выходной мощностью от 4вт до 20 Вт, но нужно учитывать площадь помещений.

Уменьшение электромагнитных помех от других обмоток

Часто вместо использования нескольких анодных трансформаторов питания используется одно аналогичное устройство, которое содержит несколько независимых обмоток для различных компонентов лампового усилителя.

Основной из них является обмотка блока питания в цепи накала ламп. В этих случаях возникают помехи между отдельными частями схемы. Например, при использовании импульсных источников питания, наличие коротких, но интенсивных импульсов тока усложняют условия функционирования первичной и вторичной обмоток.

Такие импульсы имеют частоту 50 Гц или 100 Гц, в зависимости от типа используемого выпрямителя. Они очень короткие и интенсивные, а также содержат достаточное количество высокочастотных компонентов, которые создают электромагнитные помехи. Эти помехи в дальнейшем распространяются через основные секции трансформатора. Когда помехи достигают обмотки нити накала, они одновременно создают помехи и в катодной цепи. Внешне они воспринимаются как низкочастотный шум, о котором уже упоминалось в начале статьи.

Помехи могут быть уменьшены путем замыкания их на землю с помощью конденсаторов низкой емкости, подключенных с двух концов устройства. Намоточные данные трансформатора питания для лампового усилителя при этом не изменяются.

Интересно, что любой вид трансформатора, встроенного в схему лампового усилителя, способен устанавливать иную частоту звука путем простой регулировки значений омического сопротивления динамиков.

Корпус для усилителя

Если вы делаете ламповый гитарный усилитель своими руками, то использовать корпус из металла есть смысл. Ему не страшны будут удары и иные мелкие потрясения. Но если вы делаете усилитель для использования дома, например, для подключения к плееру, компьютеру, то разумнее использовать корпус из дерева. Но нужно учесть, что трансформатор питания желательно крепить к корпусу при помощи резиновых прокладок. С их помощью уменьшаются вибрации.

Многое зависит от того, какой будет корпус лампового усилителя. Своими руками многие мастера изготавливают корпуса из листового алюминия. Если на лампу будут воздействовать даже мелкие вибрации, ее сетка начнет колебаться. И эти колебания начнут усиливаться, а результат – гудение в динамиках. Также нужно сделать общую шину, которая должна проходить возле всех ламп, входящих в конструкцию. Все провода, по которым идет сигнал, должны быть максимально экранированы – это позволит избавиться от различного рода наводок.

Ищем новое звучание старого усилителя. Замена 6П14П на 6П43П-Е

Опять здравствуйте, читатели нашего автожурнала. Отслушав более шести месяцев однотактный УНЧ на 6П14П и попривыкнув к его звучанию, захотелось не сильно изменяя усилитель услышать: “Как поют в нем другие лампы?” Теоретически без больших изменений можно попробовать 6П14П-К, 6П14П-ЕР, 6П15П, 6П18П, 6П43П-Е. И опять же, даже теоретически не хочется наматывать и перематывать выходники для каждой лампы.

Будем прагматиками и на все лампы будем использовать самые доступные недорогие трансформаторы. Т.к в усилителе донора уже стоит ТВ-ЗШ, с него и начнем.

Что есть, то есть…

Звуковой трансформатор ТВ-ЗШ с коэффициентом трансформации 32,96, нагружает лампу на Ra=Ктр^2*Rн=32,96*32,96*4=4345 Ом при использовании четырехомной акустики. Что по большому счету впритык для 6П14П с её 30 килоомным внутренним сопротивлением. Тем не менее с этой лампой и этим трансформатором получены THD=1.204361 и IMD=0.6682 при 2v выходного сигнала. Что и не удивительно т.к. данный усилитель настраивался именно под эту лампу. Далее во всех измерениях THD и IMD два вольта выходного сигнала останутся неизменными.

audiofiliya | zamena 6p14p na 6p43p e1 | Замена 6П14П на 6П43П Е | 6П43П Е

Другие лампы из этой серии показали схожие результаты. Для 6П14П-ЕР THD=1.3 и IMD=0.69. Для 6П14П-К THD=2.6 и IMD=0.27. Разницы в звучании не замечено.

6П15П с её 100 килоомным внутренним сопротивлением исключаем сразу — ТВ-ЗШ явно не подходит. Остаются токовые лампы 6П18П и 6П43П-Е.

В отличие от 6П14П и 6П15П токовые лампы склонны к саморазогреву, и превышать предельно допустимое напряжение на аноде крайне не желательно. Для 6П14П с её предельным анодным 300 вольт некоторые аудиофилы предлагают поднять до 400 вольт. Утверждая при этом: “И тогда лампа как запоет!”. Возникают вопросы о долгой жизни лампы в этом режиме, но для настоящих аудиофилов это не главный вопрос. В любом случае такие эксперименты не подходят для токовых ламп.

В погоне за звуком

С нашего безымяного силового трансформатора на полной нагрузке получено 245 вольт анодного. Предельно допустимое для 6П18П – 250 вольт, что критически близко к нашему анодному. Из списка мы её вычеркиваем, остается только 6П43П-Е с её предельно анодным 300 вольт.

Цокалевка полностью совпадает. На свой страх и риск вставляем её вместо 6П14П, включаем и …
Слышим другое, новое звучание своих любимых композиций. Одно насторожило — трансформаторы ощутимо потеплели. Начинаем разбираться, лезем в даташит на сороктретью лампу: ток анода 44ma – норма для ТВ-ЗШ, ток катода – не более 75ma, а какой у нас ток катода? — О! о! о!…

audiofiliya | zamena 6p14p na 6p43p e2 | Замена 6П14П на 6П43П Е | 6П43П Е

В срочном порядке к катодному резистору в 120 ом последовательно припаиваем двухватное сопротивление на 220 ом. Измеряем на нем напряжение и делим на его номинал (закон Ома) получаем катодный ток 75ma при максимуме выходной громкости (в жизни мы такого никогда не делаем).

Запустили музыкальные композиции. — А звук-то ушел! Лампа в запредельных режимах пела отлично — теперь нет. Подсоединяем комплекс Шмелёва THD=5.2 и IMD=2.48. Поменяли красную 6П43П-Е 85г. на серебряную 73г. THD=4.4 и IMD=2.2. Всё, с ТВ-ЗШ больше не вытянуть. 6П43П-Е с её примерно 15 килоомным внутренним сопротивлением в пентодном режиме требует выходник с меньшим коэффициентом трансформации.

Выбираем из доступных трансформатор ТВК-70Л-2 с коэффициентом трансформации 20,54, который будет нагружать лампу на Ra=Ктр^2*Rн=20,54*20,54*4=1687 Ом при использовании четырех омной акустики.
С этим трансформатором получены THD=3.2 и IMD=1.8. Уже лучше. Прослушивание показало вполне приличное звучание.

Тише, да лучше

В погоне за лучшим звуком осталось перевести выходные лампы в в триодный режим. Для этого вторую сетку каждой выходной лампы подключаем через 100 Ом двух ваттный резистор к аноду. В таком псевдо-триодном режиме 6П43П-Е имеет примерно 1-1.1 кОм внутреннего сопротивления. Подсоединяем комплекс Шмелёва THD=2 и IMD=0.5.

audiofiliya | zamena 6p14p na 6p43p e3 | Замена 6П14П на 6П43П Е | 6П43П Е

Получены самые низкие коэффициенты искажения. И это на ТВК-70Л-2 с его 0.5 мм не звуковом железе. Все бы хорошо, но только чувствительность усилителя в триодном режиме заметно упала. Получить более двух ватт мощности вряд ли удастся. Для прослушивания в тихой обстановке достаточно, для корпоративной вечеринки нет. Здесь и пригодится пентодно-триодный переключатель. Получилась следующая принципиальная схема:

audiofiliya | zamena 6p14p na 6p43p e4 | Замена 6П14П на 6П43П Е | 6П43П Е

Любителям фиксированного смещения зеленый свет. Показатели THD и IMD вместе с качеством звука, наверняка ещё улучшатся. К сожалению в нашем силовом трансформаторе отдельной обмоточки не оказалось.

Хочется хорошо и громко? Если сильно хочется, то можно

Увеличив выходной комплект трансформаторов и ламп в два раза, мы получим скачек мощности при заданном качестве. В таком включении используются всё те же трансформаторы ТВК-70Л-2.

Если предполагается использовать восьмиомную нагрузку, то можно поставить по два ТВЗ-1-9, что будет по-лучше, или ТВ-ЗШ.

Принципиальная схема двойного выходного каскада реализуется двумя вариантами:

  • a — с авто смещением
  • b — с фиксированным смещением.

audiofiliya | zamena 6p14p na 6p43p e5 | Замена 6П14П на 6П43П Е | 6П43П Е

Нагрузка на силовой трансформатор соответственно увеличиться также в два раза. В работе только два выходных канала станут потреблять 0,3 А анодного и 2,5 А накального.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
От какого тока работают светодиодные лампы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector