Accumulator-shop.ru

Аккумулятор Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятка; Способы словообразования слов в русском языке; (подготовка к ЕГЭ)картотека по русскому языку (11 класс) по теме

ВложениеРазмер
statya_3.doc50.5 КБ

Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Морфологический способ словообразования

Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова.

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка, поэтому его чаще всего указывают при морфемном анализе или словообразовательном разборе слова. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы;
  • пост­фик­сы;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Основные способы образования слов

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабавный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суффикса:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → припев
  • свинья → свиной
  • золото → золотой
  • восемь → восьмой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­шать →вслу­шаться
  • нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  • пере­го­во­рить → переговариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → северо-восток;
  • сухие фрукты → сухофрукты;
  • свод неба → небосвод;
  • птица, фаб­рика → птицефабрика;
  • хра­ни­лище для овощей → овощехранилище;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • ветери­нар­ный врач→ ветврач;
  • туристи­че­ский поход→ турпоход;
  • медицин­ский пункт→ медпункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зампред;
  • мотоцикл педаль­ный → мопед;
  • профсоюз­ный комитет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

Сложение двух целых слов – способ образования словоформ путём сложения двух слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинная шерсть + ‑н- → длинношерстный;
  • хлеб, резать + ‑к– → хлеборезка;
  • сам, варить + → самовар;
  • черные брови + → чернобровый;
  • каша, варить + → кашевар.

Таблица с примерами

текст → подтекст
гнать → догнать

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, пла­вать → мореплаватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Что такое образование слов в русском языке

Лексико-семантическое словообразование

Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением.

Например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуа татор) ; бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-синтаксическое словообразование

Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час).

Морфолого -синтаксическое словообразование

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи.

Например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т. д.

Морфологическое словообразование

Наиболее продуктивным образование слов в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т. е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала, путем закономерного сочетания морфем в слове.

Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, следующие: сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение

Это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и т. д.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова — результат сложения полных основ (вод-о-провод), а сложносокращенные — усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол).

При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход) .

Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т. п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Как происходит сложение основ

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и е (нефтепровод, книготорговля) , но нередко осно возложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения.

Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -ческ-, -eme-, -«и-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать непол нозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразный , благотворный).

Безаффиксный способ словообразования

Лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных.

При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный и место ударения), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег, заливать — залив и т. п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается.

Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаф фиксным способом словообразования.

Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Аффиксация

Наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента

Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный.

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции — использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений.

Совмещение обеих функций — словообразующей и формообразующей — наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний.

Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь — начало действия, лежать и полежать — ограниченность действия во времени).

Суффиксальный способ словообразования

Осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса.

Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.

Префиксальный способ словообразова ния

Выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, приятель, бессердечный, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, бес-, при-, раз- к производящим оси вам путник, товарищ, приятель, сердечный, давать.

Суффиксально-префиксальный способ словообразования

Заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса.

Слова взморье, подорож ник, простенок, перелесок, заговориться, прислониться образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере-, за-, при- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить.

Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование — префиксальным, а слова затылок и сбиться — суффиксально- префиксальным.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов.

Глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.

Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы.

Префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Различие словообразовательных аффиксов

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической.

Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда.

При суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существи тельные.

Прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-, про-, анти — и др. и суффиксы -ит, -ент, -ант- -аж и др.: аморальный, репродукция, прогресс, антипатия; плеврит, прези дент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор — новатор, дирижер — ухажер).

При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке.

Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово.

Например: наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, док торант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы -ат, -ант, -ант, -ур и производящую основу доктор-.

Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса -ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам.

В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный).

5 класс. Русский язык. Способы словообразования

В этом уроке будем изучать способы образования новых слов. Способов образования слов много. Все они изучаются в особом разделе науки о языке, который называется словообразованием.

Слова в русском языке образуются на основе исходного слова, словосочетания, реже – предложения.

Так, для слова туманный исходным словом является туман, для слова приходить – ходить, для слова футболист – футбол. Слово подснежник образовалось от существительного с предлогом под снегом, а слово спортплощадка от словосочетания спортивная площадка.

Лексическое значение слова заключено в его основе.

В зависимости от условий образования слов основы могут быть:

Виды основ слова

Непроизводная основа слова.

Её название говорит само за себя. Это основа, не образованная ни от какого другого слова. Непроизводные основы в словах дом, белый, один, смотреть, продать, завтра.

Производная основа.

Это основа, образованная от другого слова. Она всегда сложнее по составу – включает в себя словообразовательные суффиксы или приставки или сразу несколько морфем (и суффикс, и приставку).

Производные основы в словах: комнатушка, домашний, побелевший, посмотревший, завтрашний. Замечаем, что производные основы по смыслу сложнее: морфемы вносят в слово дополнительный оттенок значения: комната + ушк = комнатушка (суффикс внёс доп. значение «маленькая»).

Основа, от которой образовано слово, является производящей. Она, как источник для дальнейшего образования слов.

Так, основа дом- является производящей для слова домашний, бел- для белеть, -беле- для белевший, побеле- для побелевший.

Производное и производящее слово образуют словообразовательную пару.

Слово дом непроизводное, но производящее для слов домик, домище, надомный.


Слова домик, домище, надомный производные от слова дом. Образуются пары (производящее слово + производное слово): дом-домик, дом-домище, дом — домашний.

Способы образования слов

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном.

Слова русского языка образуются следующими основными способами:

– с помощью морфем;

– путём сложения частей слов;

– путём перехода одной части речи в другую.

Вспомним, что в образовании слов участвуют такие морфемы, как приставка и суффикс. Они так и называются словообразующими морфемами.

В зависимости от того, какая морфема участвует в образовании новых слов, выделяют несколько способов:

При образовании слов приставочным способом к исходному (производящему) слову присоединяется приставка.


Обозначим этот способ схемой:


При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Так образуются имена существительные:

Суффиксальный способ более сложный по сравнению с приставочным, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе.

Слово белизна образовалось от основы слова белый (бел-) при помощи суффикса -изн-.


Схема этого способа может выглядеть так:


Таким способом образовались слова всех самостоятельных частей речи.

При помощи суффикса могут образовываться слова той же части речи: дождь – дождинка (от имени существительного дождь образовалось тоже имя существительное, только с дополнительным значением: дождинка).

Чаще всего суффиксальным способом образуются слова другой части речи: от основы глагола прыгать образовалось существительное прыгун, от основы прилагательного белый наречие бело, от основы глагола учить существительное учитель.

Сложность этого способа в том, что основа слова иногда изменяется: отсекается её часть, как, например, при образовании слова заготовка: заготовить – заготовка (от основы отсеклась буква и), может измениться звуковой состав основы, произойти чередование звуков (внук-внучок) — чередование к//ч.


При образовании слов приставочно-суффиксальным способом участвуют одновременно две морфемы: приставка и суффикс. Этот способ можно представить схемой:

Таким способом образовались слова подснежник наездник, безоблачный, размечтаться, по-дружески и мн. мн. др.

Правильно определить способ образования того или иного слова помогает словообразовательный ряд или словообразовательная цепочка. В цепочке будет отражаться последовательность образования слова. Эту цепочку можно записать, используя стрелки:


Слово учительница образовалось от учитель, а учитель от учить. Получается цепочка:

Таких рядов может быть у некоторых слов не один, а много, например, у слова облако:

Такие группы слов, которые включают в себя словообразовательные цепочки или ряды называют словообразовательными гнёздами.

Способ образования слов с помощью сложения основ

Рассмотрим следующий способ образования слов. Это сложение. При помощи сложения складываются две и более основы. Соединяются основы при помощи соединительных гласных о, е или без них. Основа слова + (o//е) + основа слова.

По этой схеме образовались сложные слова пароход (пар+о+ход), сталевар (сталь+е+вар).


Сложные слова могут образовываться путём сложения основ с прибавлением суффиксов: Сложением двух слов, по схеме: целое слово + целое слово образовались слова лётчик-испытатель, диван-кровать, а также слова телепередача (теле+передача), автошкола (авто+школа). Первая часть этих двух слов иностранного происхождения.

Образование слов с помощью перехода из одной части речи в другую

Иногда слова переходят из одной части речи в другую.

В предложении: «Больной ребёнок уснул» больной – это имя прилагательное, а в предложении «Больной уснул» больной – имя существительное. Таким образом, осуществился переход из одной части речи в другую.

Велико значение словообразования. В нашем языке постоянно образуются новые слова. Словообразование помогает нам изучать свой язык, историю своего языка и иностранные языки, проникать в смысл слова, выражать оценку и показывать отношение к предмету, действию, признаку. Выразительные возможности морфем в слове используют поэты и писатели в своих произведениях.

По этой теме важно запомнить, что словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. В зависимости от условий образования основы слов могут быть непроизводными, производными, производящими.

Слова русского языка образуются с помощью морфем (суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным способом), путём сложения частей слов и путём перехода одной части речи в другую.

Это основные способы словообразования. Правильно определить способ образования того или иного слова помогают словообразовательный ряд (словообразовательная цепочка) и словообразовательные гнёзда. В случае затруднений следует обратиться к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.

Как образуются глаголы

  • -ate (eradicate – искоренить, dominate – доминировать)
  • -ish (demolish – разрушать)
  • -ise в британском английском и -ize в американском (realise – осознавать, industrialize – индустриализировать).
  • -en (soften – делать мягче, shorten – укорачивать).
  • -fy, -ify (identify – идентифицировать).

Word formation таблица:

фото 530_3

Полезные материалы по теме

Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.

Все существующие способы словообразования

Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:

    – инструкция с кучей лайфхаков.
  1. Чем архаизмы отличаются от историзмов. . . .

Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.

Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.

Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.

Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:

Заключение

Словообразовательный и морфемный анализы довольно близки по своей сути. При этом если в последнем выделяются морфемы, из которых состоит рассматриваемое слово, то рассматриваемый анализ пытается определить, из какой основы образована часть речи. Осуществление словообразовательного разбора какого-либо слова при помощи онлайн-сервисов затруднено по ряду причин. Довольно сложно создать сетевой ресурс, который бы в автоматическом режиме определял основу какого-либо слова. Потому в сети представлен лишь один online-словарь с базой в более чем 500 слов, который продолжает пополняться с помощью участия заинтересованных пользователей.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Шкаф обогрева выключателей ip54
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector