Памятка; Способы словообразования слов в русском языке; (подготовка к ЕГЭ)картотека по русскому языку (11 класс) по теме
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.doc | 50.5 КБ |
Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Морфологический способ словообразования
Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова.
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка, поэтому его чаще всего указывают при морфемном анализе или словообразовательном разборе слова. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
Сложение двух целых слов – способ образования словоформ путём сложения двух слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + ‑н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + ‑к– → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
текст → подтекст
гнать → догнать
белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение
люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга
какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Что такое образование слов в русском языке
Лексико-семантическое словообразование
Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением.
Например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуа татор) ; бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).
Лексико-синтаксическое словообразование
Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час).
Морфолого -синтаксическое словообразование
Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи.
Например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т. д.
Морфологическое словообразование
Наиболее продуктивным образование слов в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т. е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала, путем закономерного сочетания морфем в слове.
Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, следующие: сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
Сложение
Это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и т. д.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова — результат сложения полных основ (вод-о-провод), а сложносокращенные — усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол).
При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход) .
Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т. п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Как происходит сложение основ
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и е (нефтепровод, книготорговля) , но нередко осно возложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения.
Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -ческ-, -eme-, -«и-, а не образованы путем сложения основ.
С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать непол нозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразный , благотворный).
Безаффиксный способ словообразования
Лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных.
При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный и место ударения), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег, заливать — залив и т. п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается.
Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаф фиксным способом словообразования.
Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
Аффиксация
Наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента
Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный.
При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции — использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений.
Совмещение обеих функций — словообразующей и формообразующей — наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний.
Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь — начало действия, лежать и полежать — ограниченность действия во времени).
Суффиксальный способ словообразования
Осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса.
Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.
Префиксальный способ словообразова ния
Выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, приятель, бессердечный, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, бес-, при-, раз- к производящим оси вам путник, товарищ, приятель, сердечный, давать.
Суффиксально-префиксальный способ словообразования
Заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса.
Слова взморье, подорож ник, простенок, перелесок, заговориться, прислониться образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере-, за-, при- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.
Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить.
Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование — префиксальным, а слова затылок и сбиться — суффиксально- префиксальным.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов.
Глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.
Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы.
Префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Различие словообразовательных аффиксов
Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической.
Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда.
При суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существи тельные.
Прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.
В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-, про-, анти — и др. и суффиксы -ит, -ент, -ант- -аж и др.: аморальный, репродукция, прогресс, антипатия; плеврит, прези дент, музыкант, персонаж.
Иноязычные морфемы
Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор — новатор, дирижер — ухажер).
При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке.
Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово.
Например: наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, док торант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы -ат, -ант, -ант, -ур и производящую основу доктор-.
Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса -ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам.
В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный).
5 класс. Русский язык. Способы словообразования
В этом уроке будем изучать способы образования новых слов. Способов образования слов много. Все они изучаются в особом разделе науки о языке, который называется словообразованием.
Слова в русском языке образуются на основе исходного слова, словосочетания, реже – предложения.
Так, для слова туманный исходным словом является туман, для слова приходить – ходить, для слова футболист – футбол. Слово подснежник образовалось от существительного с предлогом под снегом, а слово спортплощадка от словосочетания спортивная площадка.
Лексическое значение слова заключено в его основе.
В зависимости от условий образования слов основы могут быть:
Виды основ слова
Непроизводная основа слова.
Её название говорит само за себя. Это основа, не образованная ни от какого другого слова. Непроизводные основы в словах дом, белый, один, смотреть, продать, завтра.
Производная основа.
Это основа, образованная от другого слова. Она всегда сложнее по составу – включает в себя словообразовательные суффиксы или приставки или сразу несколько морфем (и суффикс, и приставку).
Производные основы в словах: комнатушка, домашний, побелевший, посмотревший, завтрашний. Замечаем, что производные основы по смыслу сложнее: морфемы вносят в слово дополнительный оттенок значения: комната + ушк = комнатушка (суффикс внёс доп. значение «маленькая»).
Основа, от которой образовано слово, является производящей. Она, как источник для дальнейшего образования слов.
Так, основа дом- является производящей для слова домашний, бел- для белеть, -беле- для белевший, побеле- для побелевший.
Производное и производящее слово образуют словообразовательную пару.
Слово дом непроизводное, но производящее для слов домик, домище, надомный.
Слова домик, домище, надомный производные от слова дом. Образуются пары (производящее слово + производное слово): дом-домик, дом-домище, дом — домашний.
Способы образования слов
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот ещё посадки рядом.
С ним садовник идёт.
Гулять в саду словесном.
Слова русского языка образуются следующими основными способами:
– с помощью морфем;
– путём сложения частей слов;
– путём перехода одной части речи в другую.
Вспомним, что в образовании слов участвуют такие морфемы, как приставка и суффикс. Они так и называются словообразующими морфемами.
В зависимости от того, какая морфема участвует в образовании новых слов, выделяют несколько способов:
При образовании слов приставочным способом к исходному (производящему) слову присоединяется приставка.
Обозначим этот способ схемой:
При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Так образуются имена существительные:
Суффиксальный способ более сложный по сравнению с приставочным, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе.
Слово белизна образовалось от основы слова белый (бел-) при помощи суффикса -изн-.
Схема этого способа может выглядеть так:
Таким способом образовались слова всех самостоятельных частей речи.
При помощи суффикса могут образовываться слова той же части речи: дождь – дождинка (от имени существительного дождь образовалось тоже имя существительное, только с дополнительным значением: дождинка).
Чаще всего суффиксальным способом образуются слова другой части речи: от основы глагола прыгать образовалось существительное прыгун, от основы прилагательного белый наречие бело, от основы глагола учить существительное учитель.
Сложность этого способа в том, что основа слова иногда изменяется: отсекается её часть, как, например, при образовании слова заготовка: заготовить – заготовка (от основы отсеклась буква и), может измениться звуковой состав основы, произойти чередование звуков (внук-внучок) — чередование к//ч.
При образовании слов приставочно-суффиксальным способом участвуют одновременно две морфемы: приставка и суффикс. Этот способ можно представить схемой:
Таким способом образовались слова подснежник наездник, безоблачный, размечтаться, по-дружески и мн. мн. др.
Правильно определить способ образования того или иного слова помогает словообразовательный ряд или словообразовательная цепочка. В цепочке будет отражаться последовательность образования слова. Эту цепочку можно записать, используя стрелки:
Слово учительница образовалось от учитель, а учитель от учить. Получается цепочка:
Таких рядов может быть у некоторых слов не один, а много, например, у слова облако:
Такие группы слов, которые включают в себя словообразовательные цепочки или ряды называют словообразовательными гнёздами.
Способ образования слов с помощью сложения основ
Рассмотрим следующий способ образования слов. Это сложение. При помощи сложения складываются две и более основы. Соединяются основы при помощи соединительных гласных о, е или без них. Основа слова + (o//е) + основа слова.
По этой схеме образовались сложные слова пароход (пар+о+ход), сталевар (сталь+е+вар).
Сложные слова могут образовываться путём сложения основ с прибавлением суффиксов: Сложением двух слов, по схеме: целое слово + целое слово образовались слова лётчик-испытатель, диван-кровать, а также слова телепередача (теле+передача), автошкола (авто+школа). Первая часть этих двух слов иностранного происхождения.
Образование слов с помощью перехода из одной части речи в другую
Иногда слова переходят из одной части речи в другую.
В предложении: «Больной ребёнок уснул» больной – это имя прилагательное, а в предложении «Больной уснул» больной – имя существительное. Таким образом, осуществился переход из одной части речи в другую.
Велико значение словообразования. В нашем языке постоянно образуются новые слова. Словообразование помогает нам изучать свой язык, историю своего языка и иностранные языки, проникать в смысл слова, выражать оценку и показывать отношение к предмету, действию, признаку. Выразительные возможности морфем в слове используют поэты и писатели в своих произведениях.
По этой теме важно запомнить, что словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. В зависимости от условий образования основы слов могут быть непроизводными, производными, производящими.
Слова русского языка образуются с помощью морфем (суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным способом), путём сложения частей слов и путём перехода одной части речи в другую.
Это основные способы словообразования. Правильно определить способ образования того или иного слова помогают словообразовательный ряд (словообразовательная цепочка) и словообразовательные гнёзда. В случае затруднений следует обратиться к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.
Как образуются глаголы
- -ate (eradicate – искоренить, dominate – доминировать)
- -ish (demolish – разрушать)
- -ise в британском английском и -ize в американском (realise – осознавать, industrialize – индустриализировать).
- -en (soften – делать мягче, shorten – укорачивать).
- -fy, -ify (identify – идентифицировать).
Word formation таблица:
Полезные материалы по теме
Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.
Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:
- – инструкция с кучей лайфхаков.
- Чем архаизмы отличаются от историзмов. . . .
Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.
Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.
Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.
Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:
Заключение
Словообразовательный и морфемный анализы довольно близки по своей сути. При этом если в последнем выделяются морфемы, из которых состоит рассматриваемое слово, то рассматриваемый анализ пытается определить, из какой основы образована часть речи. Осуществление словообразовательного разбора какого-либо слова при помощи онлайн-сервисов затруднено по ряду причин. Довольно сложно создать сетевой ресурс, который бы в автоматическом режиме определял основу какого-либо слова. Потому в сети представлен лишь один online-словарь с базой в более чем 500 слов, который продолжает пополняться с помощью участия заинтересованных пользователей.